Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Для авторов и исполнителей

Музыкальная карьера : Как становятся кумирами. Секреты сценариста на службе у музыканта.
Любой человек, независимо от возраста и социального статуса, нуждается в духовных ориентирах и идеалах. Потребность общества в героях и образцах для подражания издревле выражалась в мифах и сказках. В современном мире часто "звезды" кино и эстрады, по сути, выполняют эти функции, а масштаб общественного признания артиста можно соотнести с социальной значимостью, утверждаемой его "подвигом" ("пробиться" в шоу-бизнесе). СМИ в свою очередь способствуют стиранию грани между реальным и иллюзорным: отличается ли "настоящий" Арнольд Шварценеггер от своих героических персонажей? Насколько горячи в действительности солистки группы ВИА Гра?
Для того чтобы превратить обычного парнишку или девчонку в кумира миллионов, нужно следовать несложному сценарию. Как советует Александр Акопов, глава кинокомпании "АМедиа", люди на экране должны быть немного красивее, лучше и сильнее, чем в действительности. К этому можно добавить, что за продаваемым героем обязательно должна стоять привлекательная история.

Легендирование

Часто создание "звезды" подразумевает активное мифотворчество.
Ключевой составляющей любого промоушна является предоставление и потребление историй. В шоу-бизнесе почти всегда их действующие лица проходят путь героя. Это рассказы о несчастьях, отверженности, обновлении и триумфе. Общая схема развития героического характера - наличие возвышенных идеалов, потребность в самоутверждении и самореализации, испытание в экстремальной ситуации. Героическая личность, стремящаяся к воплощению своих идеалов, вынуждена преодолевать несовершенство окружающего мира. Подвиг, утверждающий ценности и устремления многих людей, рассматривается как прорыв к свободе и справедливости, что вызывает у аудитории чувство сопереживания герою и катарсиса.
Подобная схема развития характера широко используется и в киноиндустрии, заставляет следить за участниками реалити - шоу и конкурсов. Сюжет, повествующий о том, что зрители хотели бы пережить сами в реальной жизни, часто предопределяют коммерческий успех фильмов. Поэтому, например, популярными оказываются истории, которые кратко можно описать как "путь неудачника к успеху", поскольку почти все люди, независимо от происхождения и социального положения, в той или иной степени сталкиваются с жизненными неурядицами и стремятся к благополучию.
Например, давайте посмотрим, как представляет биографию артиста официальный сайт Бориса Моисеева:
"Борис Моисеев родился в тюрьме, так как его мать, недовольная властью, в те годы была политзаключенной. Его детство прошло в маленьком еврейском гетто провинциального Могилева. Он рос без отца и, к тому же, был очень болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье, мама отдала Бориса в танцевальный кружок. Окончив школу, Борис собрал чемодан со скромным гардеробом и самостоятельно уехал в Минск, где поступил в хореографическое училище. По окончании училища за свободолюбие, за острый и откровенный язык, унаследованный от матери, его выгнали из Минска. Борис попал на Украину в Харьковский театр оперы и балета, где от простого артиста дошел до хореографа-постановщика. Но из-за свободного характера его исключили из комсомола, и он покинул Харьков":
Предполагается, что сложные отношения с властью, скитания, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией артиста, должны вызвать сочувствие у слушателей.

Для того чтобы создать убедительный образ, биографии музыкальных исполнителей часто подвергаются редактированию, для этого отдельные факты подчеркиваются или, напротив, умалчиваются, а порой к ним добавляют и вымышленные подробности.
Восхождение, например, Мадонны (Madonna) на музыкальный Олимп отлично укладывается в стандартные рамки "героической" легенды:
"Против воли отца девятнадцатилетняя Мадонна отправляется в Нью-Йорк с 35-ю долларами в кармане, парой балетной обуви и зимним пальто в сумке. Она работает гардеробщицей, обслуживает клиентов в быстропитах Dunkin' Donuts, позирует обнаженной фотографам и студентам художественных академий, убирает общественные туалеты и роется в мусорных баках. Характер, амбиции и непосильный труд девочки с окраины Детройта сделали свое дело. Теперь Мадонна - обладательница мировой славы, многомиллионного состояния, бренд, кумир, идол".
В то же время певица Алсу, никогда особенно не скрывавшая своего благополучного происхождения, часто рассказывала в интервью о тяжелом детстве в северном городе:
"Многие думают, что мы всегда были богатыми. Но это не так. Когда я родилась, мы жили в обычной двухкомнатной квартире. Спали в верхней одежде, потому что на стенах от холода выступал иней. Зимой было минус 50, а летом - плюс 40. Старший брат помнит, как они кипятили во дворе воду на костре, потому что не было газа. Мы, конечно, небедно жили - проблема состояла в том, что покупать было нечего. Из фруктов продавались только яблоки, покрытые толстым слоем воска, и проросшая мороженная картошка. Из-за недостатка витаминов у меня было серое лицо с синяками под глазами. Правда, когда мы уехали с Севера, лучше не стало: в подростковом возрасте я сильно потолстела и появились ужасные прыщи".

Множество иллюстрированных журналов, которые повествуют о биографиях, привычках, скандальной жизни популярных личностей, "работают" на потребность читателя в кумирах. Стремление подражать, "быть не хуже других людей", выделиться направлены на повышение самооценки человека. В такой ситуации люди становятся потребителями имиджей, брендов и мифов. Это свойственно не только подросткам, которые ищут себя, но и взрослым, вдохновляющимся от "историй успеха" или расслабляющимся в Куршевеле под группу Ленинград, когда в повседневной жизни уже сложно быть похожим на кумира под давлением социальных норм.
Чтобы аудитория приняла вымысел за действительность, а миф продержался как можно дольше, необходимо при создании легенды придерживаться логичности и последовательности. Рассмотрим основные направления мифологизации артиста.

Биография исполнителя
Как правило, начинается с разработки описания жизни артиста до того, как он встретился с продюсером, или до того, как члены группы начали работать вместе. Обычно легенда строится на основе ключевых фактов реальной биографии, так называемых опорных точек, затем додумываются "фишки", позволяющие определить "уникальность" артиста. Здесь часты истории о том, как артисту везде сопутствовал успех или, наоборот, неудачи, пока случай не привел его в успешный проект: "Атланта. Джорджия. Бритни Спирс (Britney Spears) - в числе 600 претендентов, стремящихся пройти отбор. Девочка попадает в число шести финалистов. Но ее не выбирают. Менеджеры считают, что она слишком маленькая и неопытная. Однако продюсер замечает большой потенциал девочки. Он направляет ее к одному из нью-йоркских агентов"...

Образование коллектива
Здесь возможны разные варианты легендирования: группу замечает продюсер в клубе, артист участвует в конкурсе или встречает на каком-то мероприятии продюсера и убеждает его в своих талантах, демо-диск "случайно" попадает на стол программного директора радиостанции.
Официальная версия возникновения проекта Глюк'Оza выглядела так:
"Бойкая девчонка Наташа Ионова с компанией друзей записала в гараже песню. После этого сочинительница попросила папу вывесить творение в Интернете, где его и увидел Макс Фадеев. Очарованный талантом и вокальными данными продюсер немедля позвонил провинциалке Наташе в Поволжье, и она вместе с мамой выехала в Москву на смотрины. Так появился проект "Глюк'Оza"".
История образования группы может быть описана следующим образом:
а) сложившийся коллектив - это друзья детства или родственники;
б) единомышленники, которые в какой-то момент времени поняли, что им нужно работать вместе;
в) люди, оказавшиеся волею судеб в одно время в одном месте.

Затем, согласно канонам, будущие участники проекта по случайному счастливому стечению обстоятельств должны встретить продюсера, разглядевшего в них талант и готового вложить в них денежные средства.
Например:
"История группы A-ha уходит корнями в 70-е годы, когда, будучи еще детьми, познакомились и подружились Магне Фурухольмен (Magne Furuholmen) и Пол Воктор-Савой (Paul Waaktaar-Savoy) . Они быстро нашли общий язык и дали друг другу клятву создать группу, которая станет столь же популярной как и "Битлз". Однажды после концерта к ребятам подошел молодой человек и сказал: "Вы - лучшая группа в Норвегии, но вам нужен хороший вокалист". Пол и Магне тогда еще не знали, что перед ними стоит вокалист будущей группы A-ha Мортен Харкет (Morten Harket)".
Или:
"Прибывшая из Ирландии, никогда прежде не певшая Ройшн Мерфи (Roisin Murphy) подошла к Марку Брайдону (Mark Brydon) - темноволосому, сухопарому, к тому времени уже известному английскому продюсеру и аранжировщику, на одной из "подвальных" вечеринок и задала вопрос, с которого все и началось... "Вам нравится мой облегающий свитер?" Ему понравился не только свитер - и у сладкой парочки зародился личный и творческий союз, которому обязано появление Moloko. С тех пор ни одна из статей, посвященных группе, не может не содержать в себе упоминания этой милой и ставшей эпохальной истории".

Жизнь артиста
К этой стадии мифотворчества относится информация о профессиональной деятельности артиста или группы, создание новостей и другие мероприятия, поддерживающие имидж исполнителя. На этом этапе важно "отдалять" артиста от публики, заставить публику проникнуться чувством избранности своего кумира. Это могут быть истории о "звездных" привычках (невыполнимых райдерах и прочих прихотях) или нестандартном поведении на концертах или с прессой. Главное здесь - уровень позволения - интерес и восхищение у аудитории вызывают действия, которые обычные люди не могут себе позволить, а также упоминания о склонностях к насилию и эпатажу:
"Поведение Кобейна (Kurt Cobain) было непредсказуемым: он нарочно рвал струны, разбивал гитару о колонки, буйное состояние сменялось апатией. Курт мог неожиданно уйти со сцены, причем остальные участники группы продолжали играть, иногда минут по десять, пока Кобейн не возвращался, и как ни в чем не бывало не начинал новую песню:Уже в первый вечер Крис Новоселич (Krist Novoselic) разбил о сцену новый бас и вывел из строя усилитель и ревер, которые мы арендовали за приличные деньги. Кобейн поддержал начинание друга и переломал все гитары, даже те, что принадлежали другой группе".

Архетипы
Мастера Голливуда советуют использовать в работе над характерами архетипы - универсальные образы, общие для целого ряда культур. В этом смысле архетип может существовать в виде некого собирательного типажа или амплуа.
Среди маркетологов существует мнение, что если при восприятии рекламного сообщения подключается архетипический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали поставленной цели, в нашем случае - вектору личного бренда.
Использование архетипов в личном брендинге - это предоставление аудитории определенных ролевых моделей и узнаваемых архетипических сценариев. В практике шоу-бизнеса использование архетипов позволяет точнее позиционировать в глазах аудитории телеведущих, шоуменов, актеров и музыкальных исполнителей. Не вдаваясь в детальное описание всех архетипов, скажем, что рок-звезде подойдет архетип Бунтаря (сразу вспоминается гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс (Keith Richards), которого Джонни Депп сделал прототипом пирата Джека Воробья и который потом сыграл во второй серии фильма отца пирата), исполнителю романтичных баллад - архетип Любовника. В кинематографе беспощадно эксплуатируется архетип Героя: чем упомянутый уже выше Арнольд Шварценнегер или Сильвестр Сталлоне не современное воплощение Геракла?
На практике не всегда встречаются идеальные воплощения определенного архетипа, возможны и смешанные типы. Сочетая разные архетипы, можно добиться интересного эффекта, например, при создании бойз-бенда, участники которого будут отличаться не только цветом волос, но и архетипами, лежащими в основе их образов. Всем солистам коллектива необязательно быть "любовниками", один из них может быть "славным малым", другой - "искателем" или "ребенком". Подобная работа над позиционированием отдельных участников прослеживается, например, в группе Иванушки Int.

Стереотипы
Рука об руку с архетипами идет использование стереотипов, предвзятых представлений, которые многие авторы относят к методам психологического воздействия на человека. Существует мнение, что восприятие (в том числе рекламы и пиар-акций) зависит не столько от их содержания, сколько от имеющихся у человека стереотипов. Основные положения этой теории можно сформулировать следующим образом:
1) человек живет не по законам разума и логики;
2) у каждого человека существуют определенные стереотипы;
3) стереотипы существенно влияют на мышление и восприятие, то есть человек видит и слышит то, что он хочет;
4) при построении коммуникации следует учитывать предрассудки, предубеждения, страхи, предпочтения, все то, что можно обозначить термином "стереотип" и при необходимости корректировать.
Для массовой коммуникации важно использовать массовые стереотипы. Иначе адекватно воспринять ее сможет только меньшинство. Именно поэтому абсолютно новаторские идеи часто обречены на неудачу, так как из-за отсутствия базы для сравнения, основная масса людей не может их адекватно оценить. Стереотипы приводят к упрощенным и преувеличенным оценкам действительности, существенно влияя на восприятие людьми информации. Они часто выступают в роли неких ярлыков, привязываемых к людям или явлениям. Приблизительно создание стереотипа можно свести к трем этапам: "выравнивание", "усиление" и "ассимиляция". Сначала сложное явление или объект сводят к нескольким хорошо известным признакам, а затем признакам придается особая значимость по сравнению с теми, которые они имели в составе целого. После этого выбираются "выравненные" и "усиленные" черты объекта или явления и строится образ, имеющий особое значение для публики. Примером может являться представление об идеальной женщине: она должна быть блондинкой, с идеальной кожей, голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этому идеалу в точности соответствует лишь кукла Барби, однако весь мировой шоу-бизнес паразитирует на этих предпочтениях, раскручивая очередной секс-символ подобного типажа и доводя его до соответствующего состояния с помощью всех возможных средств.
Общество пытается все систематизировать и просто ставит "штамп" на основе некоторых характеристик. Отсюда, с одной стороны, стереотипы позволяют точнее передать смысл сообщения и сократить время, необходимое для его восприятия. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями. Рок-герою "положено" дебоширить, крушить аппаратуру и гостиничные номера, а также периодически лечиться от различных зависимостей. Однако, сознательно искажая стереотипы и ломая шаблоны, можно получить необычные и яркие образы.

Отношения с публикой
В отличие от "сближения", если можно так назвать развитие взаимоотношений человека и товарного бренда, в личном брендинге необходимо, наоборот, "отдалить" человека-бренда от его аудитории, сделать из него идола, звезду, супермена. Публика готова считать его своим ориентиром, образцом для подражания, и нужно помочь ей в этом, "выпятив" качества, которые соответствуют проявлению заявленной ценности, и спрятав неподходящие. Аудитории необходимо давать зацепки, чтобы она возвеличила претендента на звездный статус, будь то телевидение, музыка или кинематограф. Чем более богоподобным выглядит человек - бренд, тем на большее он способен в глазах потребителя, тем больше шансов на его успех на рынке.
Человек - бренд становится эталоном достижения, сексуальной привлекательности или могущества. Пресса также немало этому способствует, присваивая ярлыки: "звезда", "суперзвезда", "кумир" или "небожитель". Именно поэтому стратегию "Фабрики звезд" можно назвать проигрышной. Участникам подобных проектов сложно подогревать внимание аудитории. Наблюдая за ними несколько месяцев, поклонники уже не интересуются их прошлым, образ артиста становится слишком доступным. "Люди из народа", группы молодых людей, которые ничем не отличаются от своих сверстников, имеют куда меньше шансов стать "звездами", и ситуация это подтверждает: музыкальные продукты, создаваемые на "Фабрике", имеют достаточно короткий жизненный цикл, если не инвестировать значительных средств в их продвижение.
В этом контексте можно упомянуть о новейших тенденциях, связанных с развитием интерактивных медиа. С одной стороны, не теряет актуальности стратегия, связанная с дистанцированием "звезды" от слушателей, с другой стороны, широкое распространение доступа к сети интернет, позволяющей неизвестным музыкантам выставлять свое творчество на всеобщее обозрение, привело к появлению "звезд" из всемирной паутины. В определенной степени это объясняется тем, что общество устало от надуманных стандартных историй и нуждается в реальных личностях и "прозрачности" музыкального бизнеса.
Ярким примером подобного пути к славе является карьера Лили Аллен (Lilly Allen). Певица выложила свои треки на популярном портале MySpace. Также она начала вести там дневник, число читателей которого постоянно росло. Вскоре весть о Лили дошла и до крупных английских журналов и музыкальных сайтов. Заметки о ее дневнике появились в журнале "NME", газете "The Observer" и на сайте musicOMH.com, а ди-джей Джо Уайли проиграл одну из ее демо-записей в эфире BBC Radio One. Вскоре о Лили и ее нестандартном подходе к размещению песен говорили по всей Европе. Уже гастролируя, Лили успевала обновлять свой дневник на MySpace, оставляя там зарисовки о своей концертной деятельности и выступлениях на разных шоу.
Нашим "ответом Америке" стала исполнительница Катя Чехова, которая хоть и является полновесным продюсерским проектом, максимально приближена к аудитории с помощью всевозможных интерактивных способов обратной связи, которых мы коснемся в следующих статьях.

Какую стратегию вы бы ни выбрали, главное - помнить, что публика готова очаровываться, но отлично чувствует фальшь, поэтому важно, чтобы сообщения, которые вы закладываете в миф, не противоречили сущности артиста.

Продолжение следует:





Источник: http://www.zvuki.ru/R/P/17234/
Категория: Для авторов и исполнителей | Добавил: askold (10.11.2007) | Автор: 5.11.2007, Анастасия ЛИСТОПАДОВА
Просмотров: 1462 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Вместо блога [6]
То что попадается интересного в сети сначала отправляю сюда
О радиостанциях [3]
Для того, что бы лучше понять как они устроены.
Истории звёзд [5]
Интересная информация о пути артистов
О шоу-бизнесе [3]
Познавательно.
Для авторов и исполнителей [5]
всякие полезности
Анекдоты про музыкантов [5]
Анекдоты про музыкантов
Музыкальные стили [1]
Аскольд и его музыка [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск